Опубликован
30.07.2009 00:00Глобальное переосмысление
Традиционно второй квартал является самым непростым для российского ИТ-рынка. Но в этом году кризис внес коррективы как в ожидания, так и в результаты. Многие участники прогнозировали начало восстановления рынка, однако улучшения ситуации не произошло. Спрос во многих сегментах оказался даже ниже, чем в первом квартале. Участники рынка стали более прагматичны в прогнозах, где главным фактором на сегодня является неопределенность.
Чуть более полугода понадобилось рынку, чтобы переосмыслить роль ИТ. Избыточность ушла в прошлое, теперь выбор жестко определяется критерием достаточности. Это поняли как потребители, так и поставщики.
"Изменился подход покупателя - от некой безрассудной избыточности в развлекательной области к разумной достаточности, - комментирует Владимир Ландау, глава торговой сети "ПОЗИТРОНИКА". - Если раньше потребители принимали решения о покупке компьютерной и цифровой техники для личного пользования с учетом того, чтобы покрыть все свои финансовые возможности наилучшим качеством, т.е. выделяли бюджет на покупку максимально возможной конфигурации, и это была такая приятная избыточность, то сегодня они переходят к другому формату - формату разумной достаточности, ограничивая свой бюджет, не имея возможности кредитоваться. Покупатель выбирает изделие или группу изделий, максимально отвечающих его предпочтениям и не включающих в себя избыточных характеристик. Имиджевые составляющие в данный момент так или иначе теряют значение". Владимир Ландау также обращает внимание на то, что "больше всего пострадал, конечно, hi-end блок, продукты с заведомо избыточными характеристиками больше всего упали по спросу. Дальше - все, что связано с развлекательным блоком, опять же его избыточная часть. Для вещей среднего и низкого ценового диапазона характерно изменение величины среднего чека".
Корпоративный покупатель также отказывается от избыточности, его интересуют решения, которые обеспечивают эффективность здесь и сейчас. В первую очередь успешны те продукты, коммерческая польза которых наиболее очевидна. Приоритеты смещаются в область более дешевых систем.
"Из-за кризиса заказчики стали реалистами и прагматиками, и в этом его положительное значение, - обрисовывает ситуацию Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании EPAM Systems. - Более взвешенный и рациональный подход к внедрению ИТ можно назвать девизом сегодняшнего дня. Заказчики стали уделять больше внимания четкой постановке задач и тщательному контролю над ходом реализации проектов".
Помимо изменения поведения потребителей также стоит учитывать такой немаловажный фактор, как сокращения персонала у заказчиков. Увольнения повлекли за собой высвобождение персональной техники, а также распределенных вычислительных мощностей и каналов связи. Ряд организаций были вынуждены распродавать свободною старую, а зачастую и новую технику по ценам ниже рыночных.
Рынок начал ощущать изменения еще в четвертом квартале прошлого года, но тогда еще мало кто прогнозировал, что в 2009 году потребности в ИТ изменятся так сильно. В худшей ситуации в настоящее время оказались поставки оборудования и программного обеспечения, где, по оценке участников, спрос упал на 50-60% по отношению к прошлому году. В сегменте оборудования наибольшее падение пришлось на "коробочную" продукцию: ПК, ноутбуки, мониторы, ИБП, принтеры. По мнению одного из дистрибьюторов, падение по отношению к прошлому году в таких сегментах, как ноутбуки и мониторы, составило порядка 65% в деньгах и 45-50% - в натуральном выражении. Спрос во втором квартале был ниже, чем в первом. Но есть и положительные изменения - во втором квартале выросла средняя цена устройства. Это обусловлено тем, что в январе-марте многое продавалось практически по любой цене, а во втором квартале удалось подчистить склады.
Вместе с тем ряд российских производителей компьютерной техники смогли продемонстрировать результаты лучше рынка. "Лукавить незачем, - говорит Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании "Аквариус". - Окончательные итоги по 2-му кварталу только подводятся, но то, что объем бизнеса компании "Аквариус" в этот период упал - очевидно. Падение пока по ощущениям меньше, чем в среднем по рынку благодаря наличию у нас канала сбыта через дистрибьюторов".
Оборот компании STSS в долларовом исчислении упал примерно на 35%. Иван Гоголев, технический директор STSS, комментирует квартальные результаты своей компании так: "Я связываю это прежде всего с сокращением и даже прекращением большинством компаний-заказчиков инвестиций в развитие собственных ИТ-проектов. Основное направление нашей деятельности - производство и продажа серверного оборудования - сократилось в денежном выражении на 30%, в количественном - на 20-30%. Здесь спад на общем фоне меньшем, чем в направлении "чистых поставок".
В первом квартале 2009 года сокращение рынка hardcopy по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году составило в штучном выражении от более 40% в сегменте массовых МФУ и принтеров, копиров начального уровня, а в сегменте высокопроизводительные устройства до 60-70%, отмечают эксперты из EuroBusiness. По предварительной оценке, показатели во втором квартале не изменились.
Четко вырисовывается новая тенденция, невыгодная для производителей готовых систем, - жизненный цикл использования оборудования увеличивается. Вместо того, чтобы покупать новую технику, пользователи сейчас предпочитают ремонтировать и модернизировать имеющиеся аппаратные мощности. Это приводит к снижению спроса на готовые системы и дает определенные преимущества производителям комплектующих.Ньюсмейкер:
AsteraКонтакты с пресс-службой:
Контактное лицо: Маргарита Керманн