Опубликован
03.03.2010 00:00Петров! Выйди из класса!
Представьте себе ребенка, который идет в первый класс. Каким мы его видим? Огромные белые банты, полные надежд глаза и предвкушение чего-то нового и интересного. Давайте посмотрим на этого же ребенка через пять, шесть, семь лет. Надежда в глазах превратилась в безразличную скуку. Его уже мало, что интересует в этой жизни – телевизор, компьютер, тусовки с друзьями, а позже - пиво и наркотики. Почему? Это выливается в то, что даже мы, взрослые, зачастую боимся ехать в одном лифте с компанией подростков, уже не говоря о том, чтобы отпустить своего ребенка гулять поздно вечером.
Я как учитель и просто как человек, задавалась этим вопросом. Что это? Неблагополучные семьи, недостаточное финансирование социальной сферы, отсутствие должной цензуры на телевидении. Продолжая наблюдать, я пришла к выводу, что все вышеперечисленное, конечно, влияет, но ключевую роль в деградации существующих моральных принципов и норм играет воспитание и образование в семье и в школе.
Я вспоминаю, как все это началось… Всем нам знакомы эмоции учителя, который только что получил диплом и с нетерпением ждет, когда он предстанет перед классом. Ты веришь, что будешь самым лучшим учителем, с замиранием сердца ждешь первого урока, готовишься к нему неделями, тренируешься перед домашними. Я очень волновалась, перечитывала свои лекции, изучала методички, старалась подобрать нужные слова. И вот я стою перед классом – очаровательные первоклашки, улыбаются, с интересом тебя разглядывают, внимательно слушают.
Через несколько дней я заметила, что многие дети уже не слушают меня так внимательно как раньше, смотрят по сторонам, рисуют что-то на партах, разговаривают между собой. Я пыталась делать им замечания, но, к моему удивлению, это не помогало. Конечно, были некоторые ученики, которые внимательно слушали, тянули руки, чтобы пойти к доске. Сразу было видно, что они способные и будут хорошо учиться. Но были также и такие, которые казались совершенно неспособными. Они не могли даже сосредоточиться и слушать меня, не говоря уже о решении примеров, чтении вслух и письме. Более того, они иногда мешали заниматься тем детям, которые хотели учиться. Признаюсь, это было совсем не та картина, которую я представляла, когда приняла решение стать учителем.
Я не знала, что делать. С одной стороны, я хотела быть учителем, и хотела быть хорошим учителем, чтобы дети посещали мои уроки с интересом, получали полезные знания и выходили из школы уверенными, образованными людьми. С другой стороны, я не могла «заставить» детей учиться. Я не понимала, почему после того, как ты долго готовился, выдавал материал, только лишь небольшая часть учеников может повторить то, что ты им объяснял. Может быть, что-то не в порядке со мной? Я общалась с другими учителями, пытаясь понять, что я делаю не так. Но вскоре стало очевидно, что все сталкиваются с подобными проблемами.
Я начала искать действенный способ повысить способность детей к обучению. Например, я нарисовала на больших ватманских листах героев популярного в то время мультфильма. Как только дети начинали шуметь, отвлекаться – я как фокусник доставала красочное изображение Чипа или Дэйла. Все дети сразу замолкали, оборачивались в мою сторону и пристально рассматривали картинки. Пользуясь тем, что внимание детей направлено на доску, я начинала быстро объяснять им тему урока, используя Чипа и Дэйла, записывать решение примеров на доске. Но вскоре детям наскучили картинки, и это перестало работать. Перепробовав различные учительские приемы, я начала действовать стандартным способом – повышать голос. Это работало, ученики замолкали на некоторое время. Но через пять минут опять начиналось то же самое – дети начинали отвлекаться, скучать, смотреть по сторонам. Тогда приходилось еще больше повышать голос, чтобы привлечь их внимание. Через месяц после моего первого трогательного урока я начала кричать – это был единственный способ заставить учеников хорошо себя вести и слушать. А еще через две недели я потеряла голос. При этом успеваемость учеников от этого не выросла. Я продолжила поиски эффективного способа преподавания.
Мне очень повезло, так как я работала в частной школе, и наш директор был прогрессивным человеком. Поэтому у нас была возможность применять различные методики при обучении детей. Например, мы пробовали использовать систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Было заметно, что у детей повышался интерес, так как материал преподносился нестандартным способом. Однако дети все равно не усваивали материал полностью. На подготовку к урокам у меня уходило очень много времени, приходилось подготавливать наглядный материал, самой разбираться в заданиях, а полученный результат никогда не соответствовал затраченным усилиям. И в этот момент директор школы дал мне книгу «Руководство по основам обучения» американского ученого Рона Хаббарда. Я прочитала ее и отнеслась к написанному довольно скептически. Мне показалось, что ничего нового там нет. Но я решила попробовать. В основе технологии обучения, описанной в книге, лежит простая идея – человек должен понимать то, что он изучает. Для меня было интересно узнать, что нежелательное поведение детей на уроках (отсутствие интереса и сосредоточенности, разговоры, отсутствующий вид и.т.д.) во многом является результатом того, что ученики не понимают материал. Но что было самым ценным – это описание способов, с помощью которых можно привести человека к пониманию.
Я начала применять в своей работе принципы, изложенные в книге «Руководство по основам обучения» Л.Р. Хаббарда. Было заметно, что у детей значительно повысился интерес к обучению, они меньше отвлекались, стали более сообразительными и, что самое главное, повысилась успеваемость. Положительные изменения произошли не только с отличниками, но с детьми, которые казались совершенно неспособными к обучению. Тогда я поняла, что, наверное, действительно все гениальное – просто. Мне пришла в голову сумасшедшая идея - открыть свою школу и обучать детей с применением этой технологии обучения.
Конечно, было нелегко. Однажды к нам в школу попал мальчик, который к пятому классу уже сменил более пяти школ. В последней школе, где он учился, обучение стоило более тысячи долларов в месяц. У ребенка были сложности с тем, что он был «гиперактивный» и совершенно не хотел учиться. С ним работали известные психологи, но так как это не принесло ожидаемых результатов, то его направили к психиатру. Последний назначил ему курс лечения с применением сильнодействующих психотропных средств. Идея была в том, что сначала ребенку надо успокоиться и интерес к обучению проявится сам собой. Ребенок действительно успокоился: он мог долгое время сидеть, уставившись в одну точку, перестал общаться с друзьями, стал пассивным и озлобленным. Но интерес к обучению так и не появился. Для родителей наша школа была последней надеждой. И для начала мы настояли, чтобы родители отказались от услуг психиатра. Затем, применив основные принципы технологии обучения, мы добились, чтобы ребенок понял основы тех предметов, которые он изучал раньше. Это привело к тому, что у ребенка появился интерес к обучению.
Таких случаев за мою практику было несколько, и я убедилась, что можно повысить способность к восприятию информации, улучшить память человека. Я заметила, что успехи в обучении положительно сказывались на эмоциональном состоянии детей, они становились более спокойными, добрыми, общительными и ответственными.
Я считаю, что учитель – это действительно благородная и очень важная профессия, ведь от того, как и чему ты научишь своих учеников, зависит не только их будущее, но и будущее всей нации.
Для себя я нашла то, что работает и неизменно дает результаты. Возможно, есть что-то еще, но мне кажется, что «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Я просто хочу сказать, что не стоит отчаиваться, когда стоишь перед классом, полным «неспособных, невоспитанных и наглых» учеников. Ищите, и Вы всегда найдете.
Шибина М.М., руководитель программы «Прикладное Образование»Ньюсмейкер:
Агентство молодежной информацииКонтакты с пресс-службой:
Контактное лицо: Шибина Мария Михайловна