Сначала его боялись, а потом оно стало самым популярным
развлечением. Кино. Оно появилось случайно, но неожиданно и быстро стало весьма
прибыльным делом. Эта история началась в 80-х годах 19 века c того, что
знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон создал удивительный аппарат –
кинетоскоп. Через глазок устройства можно было увидеть движущиеся картинки.
Новшество быстро стало самым модным развлечением в Европе. Одним из первых
людей, кто купил кинетоскоп, стал владелец крупнейшей во Франции фабрики по
производству фотоматериалов Антуан Люмьер. Но не для развлечения. Люмьер хотел
сделать свой аппарат, лучше чем у Эдисона. Главная идея была в том, чтобы
выпустить картинки из коробки, чтобы их мог видеть не один зритель, а массы.
Этим он озадачил своих сыновей Огюста и Луи. Молодые фотографы долго ломали
головы над устройством. Но решение, как и любая гениальная идея, пришло
внезапно. На первых кадрах, запечатленных "кинематографом", были рабочие,
проходящие через центральные ворота фабрики "Люмьер и сыновья". 28 декабря 1895
года в Париже, в Салоне "Гран-кафе", состоялся первый общественный показ
коротких фильмов. Сюжетом одного из фильмов Люмьер было прибытие поезда на
вокзал. Этот паровоз из Франции прибыл в Россию через пять месяцев после
дебютного показа в Париже. Первый отечественный кинопоказ состоялся в мае 1896
года в Петербурге, через пару недель в Москве, а затем и в других городах
России. Но заработали миллионы на эмоциях зрителей вовсе не братья Люмьер. Они
продали патент на изготовление кинотехники парижскому капиталисту Шарлю Пате.
Тот вместе с братом организовал в 1896 году производство кинематографических
аппаратов и лент к ним. Билет стоил от 12 копеек до 1 рубля. В зависимости от
уровня зала. Для сравнения: килограмм хлеба обходился в 5 копеек. Кино было
относительно доступным развлечением для миллионов людей и со временем маленькие
электротеатры превратились в большие заведения на 300 и даже 800 мест.
Продолжительность показа увеличилась. Это привело к появлению новой профессии.
Между владельцем кинотеатра и кинофабрикантом встал посредник — прокатчик. Одним
из первых серьезных прокатчиков был Александр Алексеевич Ханжонков. Москва и
Петербург были уже слишком малы для кинематографистов. Им нужна собственная
производственная база, свой Голливуд. Ханжонков построил новую съемочную базу в
Ялте. Весной 1917 года перевел туда персонал компании. Быстро наладил
кинопроизводство в Крыму. До ноября 1920 года Ялта была крупнейшим
кинематографическим центром России. Даже в то время, когда гражданская война
захлестнула Россию, в Ялте строили декорации, разучивали роли и продолжали
снимать кино. Но война пришла и в Крым. Большинство кинематографистов
иммигрировали. В их числе был и Ханжонков.