МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ | Специальный репортаж
Идет охотаСмотреть в плейере
Смотреть в плейереСлушать
Смотреть в стандартном качествеСмотреть в низком качестве

Идет охота

Недружественное поглощение академически определяется как поглощение фирмы при сопротивлении ее менеджмента. Цивилизованный мир считает эту болезненную процедуру непременным условием развития рынка. В России недружественные поглощения в сфере малого и среднего бизнеса начинают напоминать социально-экономическую эпидемию. Рейдеров интересует не предприятие. Производство, как правило, сразу сворачивают, а работников увольняют. Главная цель – получение земельных участков. «Зачем покупать землю за миллионы долларов, когда можно купить пакет акций за «копейки» и стать владельцем той же самой земли, тех же зданий, сооружений?», - говорит Ирина Рукина, депутат Московской городской Думы.

В результате недружественных поглощений с лица города уже стерто 40% предприятий легкой промышленности. Например, директор фабрики «Вариант» летом продала контрольный пакет акций своего предприятия банку «Визави». Производства и рабочих мест для уволенных ткачих здесь не будет никогда. Таким же образом прекратила свое существование Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева. А что говорить о малых предприятиях? По словам Ирины Рукиной, колоссальное количество предприятий сферы быта в результате недружественных поглощений уже потеряно. Как только у предприятия появляется свое помещение (ателье, прачечная), оно становится интересным для захватчика.

Компании-захватчики постоянно ведут наблюдение за потенциальными жертвами. Существуют тайные списки предприятий, которые находятся в разработке. Этот интерес – первый шаг на пути захвата. «Недружественное поглощение – не одномоментная процедура. Обследование, разведка, секретность. С момента, когда начинает работать эта компания-захватчик, до скупки акций проходит много времени. Сначала скупается 3-5 процентов акций, потом больше», - сказала Ирина Рукина.

Чтобы противостоять недружественному поглощению, необходимо знать законы. Акционеры малых предприятий юридически неграмотны. Бизнес ведется по «серым» схемам. Шантаж – излюбленный метод компаний-рейдеров. Как только контрольный пакет акций переходит к новым владельцам, помочь погибающему предприятию почти невозможно. Проблему легче предупредить. По мнению Ирины Рукиной, «рецепты разные. Промышленным производствам надо увеличивать капитализацию предприятия, разобраться в документах, привести их в порядок, так как приватизация совершалась с большим количеством ошибок, а эти фирмы ловят на ошибках. Работать с коллективом, платить, в конце концов, хорошую зарплату, чтобы люди не продавали акции».

Бизнес, построенный на слияниях и поглощениях очень прибыльный, жестокий, но легальный. И подпитывает его – несовершенство законодательной базы.

Альянс Медиа ТВ. Москва
08.10.2003

]]>
]]>
Ваша оценка сюжета:
Общая оценка: 0